Приложение Г12. Методика «таблицы Шульте»
Приложение Г13. Тест слежения
Приложение Г14. Повторение цифр в прямом и обратном порядке
Приложение Г15. Тест 3-КТ
Приложение Г13. Тест слежения
Приложение Г14. Повторение цифр в прямом и обратном порядке
Приложение Г15. Тест 3-КТ
Оригинальное название: Методика «Таблицы Шульте»
Источник: Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 448 с.
Тип: шкала оценки
Назначение: диагностика свойств переключения и распределения внимания, темпа и сенсомоторных реакций.
Содержание:
Испытуемому последовательно предъявляются 5 таблиц, в клетках которых в случайном порядке расположены цифры (от 1 до 25). Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей, от единицы до двадцати пяти) все цифры.
Инструкция: На таблице нарисованы цифры от 1 до 25. Надо назвать как можно быстрее и показать по порядку все цифры.
Шаблон (пример таблиц):


Интерпретация результатов: Регистрируется время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 с) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.
По результатам теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:
– Внимание концентрируется достаточно – если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.
– Внимание концентрируется недостаточно – если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.
– Внимание устойчиво – если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.
– Внимание неустойчиво – если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.
– Внимание истощаемо – если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.
Оригинальное название: Trail Making Test (TMT)
Источник: Reitan R.M. Validity of the Trail Making test as an indicator of organic brain damage. Percept. Mot. Skills. 1958; 8: c. 271 – 276.
Tombaugh T.N. Trail Making Test A and B: Normative data stratified by age and education.
Archives of Clinical Neuropsychology. 2004; 19: c. 203 – 214.
Тип: шкала оценки
Назначение: оценка: внимания, скорости мыслительных процессов, зрительно– моторной координации, управляющих функций.
Содержание:
Состоит из двух частей (А и В). В части задания «А» пациенту дается указание соединить линией 25 чисел по порядку. В части «В» чередуются цифры и буквы в порядке возрастания, которые пациент должен соединять последовательно. Фиксируется время выполнения задания в двух тестовых сессиях.
Шаблон:
Тест слежения
ФИО___________________________________________________________
Возраст_______________
Диагноз_______________________________________________________
Результат: часть А__________,часть В ____________


Интерпретация результатов: Максимальное время – 300 секунд, после чего выполнение задания прекращается. Более длительное выполнение задания относительно возрастных и образовательных норм в части А указывает на преимущественно нейродинамический характер нарушений. Затруднения в части В (большая длительность выполнения, ошибки) свидетельствуют о нарушениях управляющих функций.
Оригинальное название: Digit span test
Источник: Wechsler D.A. Standardized memory scale for clinical use. J. Psychol. 1945; 19(1): с. 87 – 95.
Тип: шкала оценки
Назначение: оценка способности к концентрации внимания.
Содержание:
Пациенту предлагается повторить называемые врачом-исследователем ряды цифр в прямом и обратном порядке. Балл по каждому из заданий равен числу правильно
повторенных цифр.


Интерпретация результатов: максимальное число правильно повторенных цифр
отражает актуальный объем рабочей памяти пациента. Результаты сопоставляются с нормативными данными, скорректированными по возрасту.
Оригинальное название: Тест «3 когнитивных нейропсихологических теста» (3-КТ) Источник: Гуторова Д.А., Васенина Е.Е., Левин О.С. Скрининг когнитивных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста с помощью шкалы 3-КТ. Журнал неврологии и психиатрии им. СС Корсакова, Спецвыпуски. 2016; 116(6): c. 35 – 40.
Тип: шкала оценки
Назначение: скрининговое выявление когнитивных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста
Содержание:
Тест 3-КТ состоит из трех субшкал:
1. Тест на речевую активность
Пациенту предлагается за 1 мин назвать как можно больше названий растений или животных (семантически опосредуемые ассоциации) и слов, начинающихся на определенную букву, например, на «л» (фонетически опосредуемые ассоциации).
2. Тест на зрительную память
Пациенту предъявляется лист с 12 изображениями простых, легко запоминающихся предметов. Время запоминания не ограничивается. Учитывается немедленное и отсроченное воспроизведение после интерференции. После попытки называния, пациенту предлагается подсказка в виде 48 изображений, среди которых нужно указать предъявляемые ранее. При этом оценивается количество узнанных изображений и число ложных узнаваний.
3. Тест рисования часов
Пациента просят самостоятельно нарисовать на листе чистой бумаги круг, расставить внутри круга цифры, имитируя циферблат часов, и поставить стрелки так, чтобы они показывали заданное врачом время.
Интерпретация:
1. Тест на речевую активность
В норме за 1 минуту большинство лиц пожилого возраста со средним и высшим образованием называют от 15 до 22 растений и от 12 до 16 слов на букву «Л». Называние менее 12 семантически опосредованных ассоциаций и менее 10 фонетически опосредуемых ассоциаций обычно свидетельствует о выраженной когнитивной дисфункции. Снижение числа семантически опосредуемых ассоциаций – один из ранних признаков деменции, который особенно характерен для болезни Альцгеймера.
При преобладании подкорково-лобной дисфункции количество фонетически опосредуемых ассоциаций снижается быстрее, чем число семантических ассоциаций.
2. Тест на зрительную память
В норме пациент должен вспомнить 6 и более изображений и узнать 12. Для дисфункции височно-лимбической системы, прежде всего гиппокампа, характерно снижение как воспроизведения (особенно отстроченного), так и узнавания, тогда как для лобной подкорково-лобной дисфункции характерна диссоциация между сниженным воспроизведением и относительно сохранным узнаванием.
3. Тест рисования часов
Тест позволяет оценить зрительно-пространственные и регуляторные функции, максимальный балл – 5:
1 балл – за правильное изображение круга
2 балла – за правильное расположение цифр (должны быть указаны все цифры от 1 до 12 в соответствующем сегменте, в правильном порядке, с равными интервалами),
2 балла – за правильное расположение стрелок (стрелки должны выходить из середины круга, показывать правильное время, часовая стрелка должна быть короче минутной). Любое отклонение от правильного выполнения теста – признак выраженной когнитивной дисфункции. При нарушении выполнения теста целесообразно проверить способность к копированию часов. Неспособность правильно нарисовать часы при сохраненном копировании указывает на дефект управляющих функций, связанный с дисфункцией лобных долей, тогда как нарушение копирования свидетельствует о конструктивной апраксии, связанной с дисфункцией задних, прежде всего теменных отделов коры.
Больше на Медицина
Subscribe to get the latest posts sent to your email.